Главная » Статьи » Общий раздел |
Медитация [11] |
Общий раздел [14] |
Самопознание [16] |
Взаимоотношения [12] |
О детях и родителях [4] |
Практическая психология [15] |
Психология творчества — область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности и, прежде всего в науке, технике, искусстве. Большинство пионеров исследования творчества мыслило идеалистически. Предлагаю рассмотреть несколько теорий. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона в статье «творчество» Батюшкова дает такое определение: «творчество — это в прямом смысле — есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, и жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и все обновляющийся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (творческое, научное, творчество поэтическое, музыкальное, творчество в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. д.)». Сложность структуры творчества наталкивает исследователей на мысль о необходимости множественности критериев. Однако, эмпирический поиск таких критериев приводит к малоценным результатам. Например, Смит, Тейлор, Гизелин выдвигают такие критерии, как популярность, продуктивность. Гизелин еще выделяет реконструкции понимания универсума. Лаклен выделяет такой критерий, как широта влияния деятельности ученного в различных областях научного знания. Шпехер и Стайн — степень новизны идеи, подходов, решения. Брогден выдвигает такой критерий, как общественная ценность научной продукции. В отечественной психологии глубоко изучал проблему творчества Я.А. Пономарев (1969, 1970). он выдвинул гипотезу, согласно которой творчество в самом широком смысле выступает как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию, и, предложил в качестве критериев творчества беглость и оригинальность мышления. Наиболее распространено в отечественной литературе определение Т.Л. Рубинштейна: «Творчество — деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» (Я.А. Пономарев, 1976, с.78). Различные ученные выделяют разные этапы творческого процесса, поэтому предлагаю рассмотреть его структуру. Итак, П.К. Энгемейр (1910) выделяет в процессе работы изобретателя следующие акты: желание, знание и умение. Он пишет: «Покуда от изобретения имеется только идея (1 акт), изобретения еще нет; вместе со схемой (2 акт) изобретение дается как представление, а 3 акт дает ему реальное существование. В первом акте изобретения предполагается, во втором — доказывается, в третьем — осуществляется. В конце первого акта — это гипотеза, в конце второго — представление, в конце третьего — явление. Первый акт определяет его теоретически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт дает замысел, второй — план, третий — поступок.». Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, рассматривая научное творчество, полагает этот процесс слагается по крайней мере из трех элементов: накопление фактов путем наблюдения и элементов; возникновения идеи в фантазии; проверки и развития идеи. Я.А. Пономарев (1976) считал: функциональные ступени решения творческой задачи умственно развитыми людьми подобны этапам онтогенеза ребенка. Он расчленяет творческий процесс на ряд фаз:
Д.Б. Богоявленская (1983) отмечает, что необходимым моментом в процессе творчества является интеллектуальная активность личности, сформированная потребностью к поиску нового. Она выделяет три уровня интеллектуальной активности:
Представитель зарубежной психологии — М. Вертгеймер исследовал процессы мышления в проблемных ситуациях, требующих творческого мышления. Он выделяет следующие стадии:
Итак, если подвести итог, то видим, что концепции, предлагаемые разными авторами, многим отличаются друг от друга, но в своем общем виде они имеют примерно следующее содержание. А именно: Первый этап (сознательная работа) — подготовка — особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи. Второй этап (бессознательная работа) — созревание — бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи. Третий этап (переход бессознательного в сознание) — вдохновение — в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде. Четвертый этап (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка. Таким образом, творческий процесс всегда включает несколько последовательных этапов, в которых принимают участие оба полушария. Когда доминирует левое, то результаты творческой деятельности, достигнутые к этому моменту могут быть вербализованы и осознанны. Когда доминирует правое, мыслительный процесс, развиваясь имманентно, не может быть осознан и вербализован. И только когда вновь доминирует левое, возникает ощущение внезапности полученного результата, несвязанности его с состояниями, непосредственно предшествовавшим его получению, неосознанности, ни подготовленных этапов, ни промежуточных операций. В таких случаях, обычно, считается, что решение найдено интуитивно, а обратная связь свидетельствует о получении интуитивного решения, замыкается через возникающие эмоциональные ощущения. Н. Дефуа Литература:
| |
Просмотров: 2670 | Комментарии: 0
| Теги:
|
Всего комментариев: 0 | |