Психофизиологические особенности состояния медитации. - Медитация <!--if()-->- <!--endif--> - Каталог статей - Психолог Наталья Дефуа
Главная » Статьи » Медитация


Психофизиологические особенности состояния медитации.

Известно, что в состоянии медитации очень сильно меняется состояние тела человека, не только его сознание.

Из литературных источников (Каганов Л.С., 1990; Гроф С., 1992; Каптен Ю.Л., 1993; Озанец Н., 2000 и др.) видно, что на ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями, чувствами, желаниями. Ошеломляющие переживания, которые наступают в результате применения разных медитативных техник – глубокое расслабление, интенсивные болевые ощущения в теле, живые сновидения наяву — все эти явления наступают и на первой стадии медитации как реакция на ограничение поступающей информации. Однако постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту. Дубров А.П., Пушкин В.Н. (1989) и Каганов Л.С. (1990) в своих теориях, не зависимо друг от друга, сопоставляют это с тем, что подобные результаты достигаются вследствие повышенного питания кислородом клеток головного мозга. Они исследовали влияние дыхательной гимнастики — определенный вид медитативного тренинга, с помощью которого человек овладевал техникой управления своим телом. Их исследования показали, что дыхательная гимнастика действительно оказывает благотворное воздействие на центральную нервную систему человека. По утверждениям Дуброва А.П., Пушкина В.Н. и Каганова Л.С., механизм этого воздействия состоит в том, что клетки больших полушарий в ходе выполнения дыхательных упражнений получают повышенное питание кислородом, в результате чего повышается их регуляторная деятельность, что и актуализирует скрытые ресурсы нервной системы и организма в целом. Кроме того, они считают, что постоянные занятия по овладению техникой управления телом, способствуют привлечению к лобной доле повышенное количество крови, и развивает ее клетки, человек приобретает особую власть над своим организмом в целом. Медитация, по их мнению, приводит к замедлению обменных процессов, то есть, уменьшается потребление кислорода и сокращается выделение углекислого газа.

Тарт Ч. (1994), в свою очередь, делает подобное предположение Дуброву А.П., Пушкину В.Н. и Каганову Л.С., что медитация наступает в результате усиленного питания кровью клеток коры головного мозга, но в отличие от них, утверждает, что происходит питание кислородом клеток коры головного мозга, именно управляющих произвольными движениями глаз. Он считает, что поначалу эти клетки обладают сравнительно небольшой регуляторной способностью, и взор, сосредоточенный на объекте, быстро выходит из повиновения. Но постоянная статистическая работа клеток, связанных с управлением взором при неослабевающих усилиях в концентрации вызывает повышение кровоснабжения, а значит, развитие этой группы клеток. В ходе тренировок человек становиться способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд.

Согласно же, так называемой, «правополушарной теории медитации», процесс медитации изменяет состояние сознания тем, что затормаживает познавательные функции, связанные с доминированием левого полушария, открывая большие возможности для правополушарных функций. Начальная стадия медитации связана с большей дезактивацией левого полушария, чем правого, что предположительно связано с тем, что медитация «выключает» вербальные, логические мыслительные функции и чувство времени, присущие левому полушарию, а взамен начинает доминировать правое полушарие, ответственно за целостное восприятие окружающего, находящееся за пределами языка и логики. Цель медитации заключается в том, чтобы человек начал осознавать свое тело и себя как личность (Thich Nhat Hanh, 1994; Ражниш Ошо, 1999; Bodian Stephan, 2001).

Основываясь же на изучении кожно-гальванических реакций испытуемых, американский ученный Д. Орме-Дженсон приходит к выводу, что в процессе медитации возрастает устойчивость вегетативной нервной системы (Каганов Л.С., 1990).

Опираясь на данные, полученные в результате анализа биотоков мозга, Ротенберга В.С. делает предположение, что альфа-ритм, наиболее часто регистрируемый при медитации, по своему функциональному значению не аналогичен альфа-ритму спокойного бодрствования. Данный ритм, как считает Ротенберг В.С., отражает высокую вариативность и неупорядоченность образного мышления, доминирующего во время медитации. Благодаря этому после медитации отмечается чувство отдыха, уменьшение физического и психического напряжения и утомления, повышается психическая активность и общий жизненный тонус.

При рассмотрении же данных Марютиной Т.М. и Ермолаева О.Ю. (1997), полученных при изучении ЭЭГ – активности в процессе медитации наблюдается следующая последовательность биоритмов:

  1. Вначале медитации возрастает амплитуда альфа-ритма, однако, на этом фоне нередко возникает депрессия альфа-ритма.

  2. По мере углубления состояния возникают тета-разряды, часто перемеживающиеся с альфа-, особенно у индивидов с ярким медитативным опытом.

  3. В глубокой медитации (самадхи) наблюдаются высокочастотные бета-разряды 20-40 Гц.

  4. В конце медитации даже при открытых глазах доминирует альфа-ритм.

Таким образом, анализ биотоков мозга перед медитацией и после медитации, показывает, что спектр частот биопотенциалов мозга во время медитации напоминает промежуточное состояние между частотными спектрами, характерными для бодрствования и дремоты, без выраженной межполушарной асимметрии. При медитации увеличивается когерентность альфа-ритма, особенно в лобных отделах, а на более поздних этапах медитации альфа-ритм переходит в тета-ритм. Последнее связано с длительностью медитативной практики. И наиболее важной и яркой ЭЭГ-характеристикой медитации является тенденция к внутри- и межполушарной синхронизацией ЭЭГ.

Кроме того, по результатам исследования Марютиной Т.М. и Ермолаева О.Ю. (1997) наблюдалась высокая степень согласованности билатеральной активности у медитирующих не только в течение самой медитации, но и как медитационный послеэфект. Причем ЭЭГ-синхронизация в медитации существенно выше, чем в состоянии сна или дремоты, но в стадии БДГ ЭЭГ-синхронизация столь же высока, как и при медитации. Последнее позволяет предположить наличие психофизиологического сходства БДГ-сном и медитацией, что подтверждает выдвинутые предположения сторонниками «правополушарной теории медитации» (Thich Nhat Hanh, 1994; Ражниш Ошо, 1999; Bodian Stephan, 2001). Они также утверждают, что сон и медитация похожи в одном смысле и различны в другом. Сон означает, что человек находиться наедине с собой и дремлет, а медитация – что человек находиться также наедине с собой, но бодрствует. И в этом единственное различие. Причем, практически все исследователи в своих работах утверждают, что медитация может даже служить заменой сна, но, тем не менее, не тождественна ему.

Изменения на химическом уровне пока изучены мало, но отмечается благотворное для здоровья уменьшение в крови и тканях содержание молочной кислоты, поскольку уровень солей молочной кислоты в крови связан с состоянием беспокойства и напряжения у человека (Л.С. Каганов, 1990; Наоми Озанец, 2000).

Подводя итог физиологических данных, можно говорить, что на физиологическом уровне в состоянии медитации снижается возбудимость и исчезает характерная для обычных состояний доминанта одного из полушарий головного мозга.

Н. Дефуа
 

P. S. Доработанная и отредактированная данная статья вошла в книгу: Наталья Дефуа "Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии"

 
Литература:

 

  1. Artheer S. Reber Dictionary of psychology. - The penguin 1985.

  2. Bodian Stephan. Zen! La méditation pour les nul. - Éditions Générales First, France, 2001.

  3. Dillbeck M.C. et al. Test of a field model of consciousness and social change: The Transcendental Meditation and TM-Sidhi program and decreased urban crime // The Journal of Mind Orma-Johnson, D.V. et al. International Peace project in the Middle East, 1988, № 32. Pp. 776 – 812.

  4. Dillbeck M.C. Test of a field theory of consciousness and social change: Time series analysis of participation in the TM-Sidhi program and reduction of violent death in the U.S. // Social Indicators Research, 1990, № 22. Pp. 399 – 418.

  5. Evans-Wentz W.Y. Tibetan Yoga and secret doctrines. – London, 1967.

  6. Holmen D. The varieties of the meditative experience. – New York: E.P. Dutton, 1977.

  7. Horowitz Mardi J. States of mind. - N.Y., 1987.

  8. The encyclopedic dictionary of psychology. - The Dushkin publishing group, Inc., 1991.

  9. Thich Nhat Hanh. Le miracle de la pleine conscience - Manuel pratique de méditation. - Éditions l’Espace Bleu, France, 1994.

  10. Андреев Ю.А. Резонанс земли и неба. Теория и практика медитации. – С.-П.: «Респект», 1999.

  1. Афанасьев П. Йога Паранаяма. – Р-на-Д: РГУ, 1990.

  1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987.

  1. Дикая Л.А., Евсина Н.Н. Психофизиологические особенности испытуемых, находящихся в разных состояниях сознания при решении творческих заданий. /Психологический вестник/ – Р-на-Д.: РГУ, 1998.

  1. Евсина Н.Н., Жаров Л.В., Мерклин В.А. Специфика измененных состояний сознания. /сб. 53-я итоговая научная конференция/ - Р-на-Д.: РМГУ, 1999.

  2. Евсина Н.Н. Роль медитативного тренинга в развитии личности. //Личность, культура и образование. 47 научно-методическая конференция// - Ставрополь: СГУ, 2002.

  1. Евсина Н.Н. Влияние медитативного тренинга на формирование личности. //Северо-кавказский психологический вестник// - Р-на-Д, 2003.

  2. Евсина Н.Н. Роль медитативного тренинга в реализации эмпатии. //Северо-кавказский психологический вестник// - Р-на-Д, 2003

  3. Каганов Л.С. Медитация: мистика или психотехника. – М., 1990.

  4. Кайма В.Е. Валеология для всех и на каждый день. – Р-на-Д., 1999.

  1. Каптен Ю.Л. Основы медитации. – Самара, 1993.

  1. Классическая йога. – М., 1992.

  1. Лиханов А.А. Скрижали мага. Руководство к развитию психических способностей человека. – С.-П.: «Изида», 1916.

  1. Медитативный аутотренинг, энергозарядка. – ИПК «Южный Урал», 1993.

  2. Миллер М. Карма – изменение будущего. – М.: «Цитадель», 1997.

  1. Наука о дыхании индийских Йогов. – С.-П., 1916.

  1. Озанец Н. Медитация для начинающих. – М., 2000.

  1. Ошо Раджниш От медицины к медитации. – Киев: «София», 1999.

  1. Раджа – йога. – М., 1991.

  1. Рамаянда С. Крийя йога. – Рига, 1990.

  1. Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. – Л., 1989.

  1. Тамбиев А.Э., Кондраянов В.В., Мельников Е.В. Возрастные и половые особенности эффективности медитации /Психологический журнал, 1995, № 5.

  1. Хассиджа Д.Ч. Медитация в Раджа - йоге. – С. - П., 1992.

  1. Чакры. /Простор № 86 (93), декабрь 1993/.

  1. Чудесная Т. Медитация: работа по раскрытию ясновидения. – Краснодар, 2000.

  1. Шетток И. Опыт внимательности. Медитация сатипаттхана. – Киев: «София», 1993.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник: http://consultante.ucoz.com
 

Категория: Медитация | Добавил: Психолог (23.03.2013) | Автор: Н. Дефуа



Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Рейтинг@Mail.ru Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием. Numen.ru Яндекс цитирования Психология 100 Goon Каталог сайтов Каталог ссылок. Бесплатный анализ сайта