Главная » Статьи » Общий раздел |
Медитация [11] |
Общий раздел [14] |
Самопознание [16] |
Взаимоотношения [12] |
О детях и родителях [4] |
Практическая психология [15] |
Изучением тайн человеческого сознания занимались с по кон веков жрецы и ученные, ведь это самое загадочное, что существует в природе, и до сих пор остается не разгаданной загадкой природы или Бога. В свое время древние индийские философы несколько тысячелетий назад разделили все состояния сознания на четыре класса: обыденное (бодрствующее) состояние сознания; сон без снов; сон со сновидениями; и, наконец, «четвертое состояние», в современном описании называемым измененными состояния сознания (ИСС). Итак, что же это такое «четвертое состояние» или ИСС? «Четвертым состоянием» в древности называли особое состояние вызванное посредством внешнего влияния, при которых проявлялись особые возможности человека, что в обычном состоянии человеку не доступно. Например, предсказание будущего, исцеление самого себя, разрешение психологической проблемы и т.п. Поэтому с древних времен жрецы и ученные разрабатывали методы, вводящие человека в «четвертое состояние», как самого себя, так и другого человека. И они знали, что ключом к таинственным резервным возможностям и сверхвозможностей человека являются особые измененные состояния сознания, которые современной трактовке называются «гипноз», «медитация», «СК» и др (Дикая Л.А., Евсина Н.Н., 1998). И конечно же, поэтому в глубокой тайне как жрецы, так и ученые хранили эзотерические возможности человеческого организма и человеческой психики. В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, далеко отстоящих от обыденного сознания. Но если для древних индусов критерием «четвертое состояние» была возможность общения с божественным мировым началом, то в современной трактовке можно выделить такие основные признаки измененных состояний сознания, как:
Понятие измененных состояний сознания (ИСС) было предложено американскими психологами, в частности, в связи с изучением опыта, пережитого несостоявшимися самоубийцами. Измененное состояние сознания большинством авторов (Спивак Д., 1989, 1990; Гроф С., 1992; Тарт Ч., 1994; Миллер С., 1997) определяется как комплекс индивидуальных ощущений или новые ощущения, которые отражаются на восприятии мира субъектом. Это, с одной стороны, снижение восприятия по одному или нескольким сенсорным каналам, с другой стороны обострение восприятия, открытие «внутреннего» и несубъективного сознания; иногда - обострение восприятия по одному из сенсорных каналов, снятие эмоционально-логической нагрузки с получаемой информации. Изучив работы, посвященные проблеме ИСС, можно утверждать, что измененные состояния сознания включают в себя широкий спектр феноменов от физиологического сна до сумеречного состояния сознания у больных с тяжелыми формами психической патологии, которые объединены в группу по одному единственному признаку – отличию от «нормального», повседневного состояния сознания – определенного уровня бодрствования, в котором живет и действует человек. По мере накопления фактического материала, стало очевидно, что непатологические формы ИСС играют в психической жизни человека немаловажную роль. Сон, например, является необходимым условием жизни и здоровья человека, а нарушение сна является симптомом большинства числа самых разнообразных заболеваний (Horowitz Mardi J., 1969; Гроф С., 1992; Спивак Д., 1989, 1990). В литературе, авторами, измененные состояния сознания, по критерию их возникновения, разделяются на бесконтрольные или спонтанные и контролируемые или медитативные (Гроф С., 1992; Миллер С., 1997, Евсина Н.Н., Жаров Л.В., Мерклин В.А., 1999). Примерами измененных состояний сознания, достигаемых человеком самостоятельно и целенаправленно, являются состояния, возникающие при медитации, различных формах релаксации, включая аутотренинг, ребефинге и холотропном дыхании. Хорошо так же известны ИСС, возникновение которых запланировано, но происходит благодаря внешнему воздействию на человека – либо психологическому или психотерапевтическому воздействию, либо аппаратному - так называемые осознанные сновидения, а также лечение по методу биологической обратной связи и ритмической светозвуковой стимуляции. К спонтанно возникающим ИСС можно отнести научного озарения, религиозного экстаза, творческого вдохновения и просто интуитивных догадок и прозрений. Стихийно возникающие ИСС являются необходимым, поистине неотъемлемым элементом познания человеком окружающего мира. Человек осваивает окружающий мир не автоматически, а через последовательный ряд измененных состояний сознания. А возникают они в ситуациях первичного восприятия, когда человек сталкивается с чем-то, ранее для него неизведанным, никогда не встречавшимся. В эти моменты у него и просыпается особое – первичное, «природное» мышление. С точки зрения физиологии, эти состояния связаны со сменой распределения ролей между полушариями головного мозга. Они соответствуют кратковременному переходу от привычно-стереотипного, культурно-опосредованного способа мышления (логического, словесного, левополушарного) к эволюционно древнему, природно-естественному (образному, невербальному, правополушарному. Тем самым, при развитии измененного состояния сознания происходит временный возврат к древним, архаичным механизмам. Состояние нервной системы человека во время пребывания в ИСС в ряде существенных моментов повторяет состояние, свойственное не для взрослого, а для ребенка раннего возраста. Это подтверждается тем, что наблюдаемые изменения биоэлектрической активности мозга у взрослых, находящихся с ИСС, приближают состояния мозга к состоянию мозга ребенка. Традиционно в работах, на тему феномена измененных состояний сознаний, все ИСС делятся на расширенные и суженные (Милер С, 1997; Кардаш С., 1998): - К расширенным по субъективным ощущениям можно отнести как состояние озарение, так и трансперсональные переживания в глубоком трансе при обширном торможении мозговой активности. В обоих случаях происходит расширение поля сознательного внимания.
По критерию полезности для самого человека и общества, в котором он живет, Арнольдом Людвигом функции измененных состояний сознания были разделены на 2 основные группы (Гордеева, 2009):
1. Адаптивные функции ИСС:
Изучив труды, посвященные проблеме ИСС можно составить следующую схему измененных состояний сознания:
Таким образом, к измененным состояниям сознания относятся бесконечно большое число состояний сознания, заполняющее пространство между бодрствованием и сном. Но согласно шкале ценностей Ч. Тарта наиболее ценными состояниями сознания являются:
Наименее ценные состояния сознания:
Н. Дефуа
Литература:
При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник: http://consultante.ucoz.com | |
Всего комментариев: 0 | |