Главная » Статьи » Медитация |
Медитация [11] |
Общий раздел [14] |
Самопознание [16] |
Взаимоотношения [12] |
О детях и родителях [4] |
Практическая психология [15] |
Известно, что в состоянии медитации очень сильно меняется состояние тела человека, не только его сознание. Из литературных источников (Каганов Л.С., 1990; Гроф С., 1992; Каптен Ю.Л., 1993; Озанец Н., 2000 и др.) видно, что на ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями, чувствами, желаниями. Ошеломляющие переживания, которые наступают в результате применения разных медитативных техник – глубокое расслабление, интенсивные болевые ощущения в теле, живые сновидения наяву — все эти явления наступают и на первой стадии медитации как реакция на ограничение поступающей информации. Однако постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту. Дубров А.П., Пушкин В.Н. (1989) и Каганов Л.С. (1990) в своих теориях, не зависимо друг от друга, сопоставляют это с тем, что подобные результаты достигаются вследствие повышенного питания кислородом клеток головного мозга. Они исследовали влияние дыхательной гимнастики — определенный вид медитативного тренинга, с помощью которого человек овладевал техникой управления своим телом. Их исследования показали, что дыхательная гимнастика действительно оказывает благотворное воздействие на центральную нервную систему человека. По утверждениям Дуброва А.П., Пушкина В.Н. и Каганова Л.С., механизм этого воздействия состоит в том, что клетки больших полушарий в ходе выполнения дыхательных упражнений получают повышенное питание кислородом, в результате чего повышается их регуляторная деятельность, что и актуализирует скрытые ресурсы нервной системы и организма в целом. Кроме того, они считают, что постоянные занятия по овладению техникой управления телом, способствуют привлечению к лобной доле повышенное количество крови, и развивает ее клетки, человек приобретает особую власть над своим организмом в целом. Медитация, по их мнению, приводит к замедлению обменных процессов, то есть, уменьшается потребление кислорода и сокращается выделение углекислого газа. Тарт Ч. (1994), в свою очередь, делает подобное предположение Дуброву А.П., Пушкину В.Н. и Каганову Л.С., что медитация наступает в результате усиленного питания кровью клеток коры головного мозга, но в отличие от них, утверждает, что происходит питание кислородом клеток коры головного мозга, именно управляющих произвольными движениями глаз. Он считает, что поначалу эти клетки обладают сравнительно небольшой регуляторной способностью, и взор, сосредоточенный на объекте, быстро выходит из повиновения. Но постоянная статистическая работа клеток, связанных с управлением взором при неослабевающих усилиях в концентрации вызывает повышение кровоснабжения, а значит, развитие этой группы клеток. В ходе тренировок человек становиться способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд. Согласно же, так называемой, «правополушарной теории медитации», процесс медитации изменяет состояние сознания тем, что затормаживает познавательные функции, связанные с доминированием левого полушария, открывая большие возможности для правополушарных функций. Начальная стадия медитации связана с большей дезактивацией левого полушария, чем правого, что предположительно связано с тем, что медитация «выключает» вербальные, логические мыслительные функции и чувство времени, присущие левому полушарию, а взамен начинает доминировать правое полушарие, ответственно за целостное восприятие окружающего, находящееся за пределами языка и логики. Цель медитации заключается в том, чтобы человек начал осознавать свое тело и себя как личность (Thich Nhat Hanh, 1994; Ражниш Ошо, 1999; Bodian Stephan, 2001). Основываясь же на изучении кожно-гальванических реакций испытуемых, американский ученный Д. Орме-Дженсон приходит к выводу, что в процессе медитации возрастает устойчивость вегетативной нервной системы (Каганов Л.С., 1990). Опираясь на данные, полученные в результате анализа биотоков мозга, Ротенберга В.С. делает предположение, что альфа-ритм, наиболее часто регистрируемый при медитации, по своему функциональному значению не аналогичен альфа-ритму спокойного бодрствования. Данный ритм, как считает Ротенберг В.С., отражает высокую вариативность и неупорядоченность образного мышления, доминирующего во время медитации. Благодаря этому после медитации отмечается чувство отдыха, уменьшение физического и психического напряжения и утомления, повышается психическая активность и общий жизненный тонус. При рассмотрении же данных Марютиной Т.М. и Ермолаева О.Ю. (1997), полученных при изучении ЭЭГ – активности в процессе медитации наблюдается следующая последовательность биоритмов:
Таким образом, анализ биотоков мозга перед медитацией и после медитации, показывает, что спектр частот биопотенциалов мозга во время медитации напоминает промежуточное состояние между частотными спектрами, характерными для бодрствования и дремоты, без выраженной межполушарной асимметрии. При медитации увеличивается когерентность альфа-ритма, особенно в лобных отделах, а на более поздних этапах медитации альфа-ритм переходит в тета-ритм. Последнее связано с длительностью медитативной практики. И наиболее важной и яркой ЭЭГ-характеристикой медитации является тенденция к внутри- и межполушарной синхронизацией ЭЭГ. Кроме того, по результатам исследования Марютиной Т.М. и Ермолаева О.Ю. (1997) наблюдалась высокая степень согласованности билатеральной активности у медитирующих не только в течение самой медитации, но и как медитационный послеэфект. Причем ЭЭГ-синхронизация в медитации существенно выше, чем в состоянии сна или дремоты, но в стадии БДГ ЭЭГ-синхронизация столь же высока, как и при медитации. Последнее позволяет предположить наличие психофизиологического сходства БДГ-сном и медитацией, что подтверждает выдвинутые предположения сторонниками «правополушарной теории медитации» (Thich Nhat Hanh, 1994; Ражниш Ошо, 1999; Bodian Stephan, 2001). Они также утверждают, что сон и медитация похожи в одном смысле и различны в другом. Сон означает, что человек находиться наедине с собой и дремлет, а медитация – что человек находиться также наедине с собой, но бодрствует. И в этом единственное различие. Причем, практически все исследователи в своих работах утверждают, что медитация может даже служить заменой сна, но, тем не менее, не тождественна ему. Изменения на химическом уровне пока изучены мало, но отмечается благотворное для здоровья уменьшение в крови и тканях содержание молочной кислоты, поскольку уровень солей молочной кислоты в крови связан с состоянием беспокойства и напряжения у человека (Л.С. Каганов, 1990; Наоми Озанец, 2000). Подводя итог физиологических данных, можно говорить, что на физиологическом уровне в состоянии медитации снижается возбудимость и исчезает характерная для обычных состояний доминанта одного из полушарий головного мозга. Н. Дефуа P. S. Доработанная и отредактированная данная статья вошла в книгу: Наталья Дефуа "Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии" Литература:
| |
Просмотров: 3694 | Комментарии: 4
| Теги:
|
Всего комментариев: 0 | |