Главная » Статьи » Медитация


Понятие "медитация". Медитация как один из видов измененных состояний сознания.

Что же собой представляет медитация?

Известно, что еще с древних времен жрецы и ученные в глубокой тайне хранили эзотерические возможности человеческого организма и человеческой психики. Жрецы знали, что ключом к таинственным резервным возможностям и сверхвозможностей является особые измененные состояния сознания (ИСС), которые в современной трактовке называются «гипноз», «медитация», «СК» и др. Древние индийские философы несколько тысячелетий назад разделили все состояния сознания на четыре класса: обыденное (бодрствующее) состояние сознания; сон без снов; сон со сновидениями; и, наконец, «четвертое состояние», в современном описании – измененные состояния сознания. И в течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы введения в некоторые состояния сознания, далеко отстоящие от обыденного (бодрствующее) сознания, в частности и в состояние медитации. Но если для древних индусов критерием «четвертое состояние» была возможность общения с божественным мировым началом, то в современной трактовке можно выделить следующие основные признаки измененных состояний сознания (Horowitz Mardi J., 1969; Овчинникова О.В., Насиновская Е.Е., Иткин Н.Г., 1989; Спивак Д., 1989, 1990; Васютин А., 1990; Гроф С., 1992; Миллер С., 1997; Кардаш С., 1998):

  1. Перераспределение ролей между сознанием и подсознанием. В обычном, бодрствующем состоянии сознание командует подсознанием, подавляет его. В измененном же состоянии сознание как бы на время замолкает, отключается, уходя на второй план. В то же время подсознание резко активируется. При этом происходит мобилизация резервов подсознания, помогающих решить неотложные внешние проблемы. В частности, помогающих найти выход в экстремальной ситуации.

  2. Разрешение внутренних, психологических проблем. В отношении проблем, связанных с прошлым, или тягостных воспоминаний, это достигается за счет замены связанных с прошлым воспоминанием эмоционального «ярлыка». В отношении же проблем, проецирующихся в будущее, связанных с внутренними барьерами, стереотипами, их разрешение достигается за счет формирования новых связей, новых выборов, расширяющих узкие рамки стереотипного реагирования.

Кроме того, в литературе, авторами, измененные состояния сознания, по критерию их возникновения, разделяются на бесконтрольные или спонтанные и контролируемые или медитативные (Гроф С., 1992; Миллер С., 1997). Примерами измененных состояний сознания, достигаемых человеком самостоятельно и целенаправленно, являются состояния, возникающие при медитации, различных формах релаксации, включая аутотренинг, ребефинге и холотропном дыхании.

Итак, как было уже выше сказано, состояние медитации является одним из видов измененных состояний сознания, и оно известно с древних времен. Уже даже жрецы прибегали к нему в своих культах, просто использовалось множество разных методов достижения этого состояния сознания, характерных каждому культу в отдельности. И если провести небольшой экскурс в историю развития медитации, то можно увидеть, что первые упоминания в литературе о медитации возникли еще до нашей эры, а именно, развитие различных форм медитации началось еще в 6 веке до н.э. Например, в Китае таоисткой, в Индии буддисткой, также известно, что даже греки занимались медитацией (Лиханов А.А., 1916; Миллер С., 1997; Кардаш С., 1998). Первыми же христианами, начавшими пользоваться медитацией, были отшельники, жившие в египетских пустынях в 4 веке н.э. Их медитативная практика в общих чертах напоминала традиционную индуистскую и буддистскую медитацию. В 11 и 12 веках н.э. дзеновская форма медитации, называемая в литературе как «дзадзен» распространилась в Японии. Наконец, в 60-х годах нашего столетия волна медитативной практики охватила США в форме, представляющей западный вариант индуистской традиции. Она была «завезена» в эту страну Махариши Махеш Йоги и получила название «трансцендентальной медитации».

Изучив множество источников, видим, что существует множество подходов и определений состояния медитации, но наиболее распространенным определением «медитации» в литературе является следующее:

«Медитация представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или не, наоборот, полное «рассредоточение» внимания. И в том и в другом случае наступает остановка процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная изоляция человека от внешнего мира. Медитация - умственное действие, представляющее собой творческий процесс. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеристику при этом расслабленностью». Состояние, достигаемое в результате медитации, как уже упоминалось, иногда называют «четвертым состоянием», подчеркивая тем самым, что это не бодрствование, и не быстрый (со сновидениями) или медленный (спокойный) сон (Hansel C.E., 1970; Holmen D., 1977; Гримак Л.П., 1987; Хассиджа Д.Ч., 1992; Кандыба Д.В., 1994; Bodian Stephan, 2001; Евсина Н.Н, 2003). 

Н. Дефуа

 

P. S. Доработанная и отредактированная данная статья вошла в книгу: Наталья Дефуа "Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии"

 

Литература:

 

  1. Artheer S. Reber Dictionary of psychology. - The penguin 1985.

  2. Bodian Stephan. Zen! La méditation pour les nul. - Éditions Générales First, France, 2001.

  3. Dillbeck M.C. et al. Test of a field model of consciousness and social change: The Transcendental Meditation and TM-Sidhi program and decreased urban crime // The Journal of Mind Orma-Johnson, D.V. et al. International Peace project in the Middle East, 1988, № 32. Pp. 776 – 812.

  4. Dillbeck M.C. Test of a field theory of consciousness and social change: Time series analysis of participation in the TM-Sidhi program and reduction of violent death in the U.S. // Social Indicators Research, 1990, № 22. Pp. 399 – 418.

  5. Evans-Wentz W.Y. Tibetan Yoga and secret doctrines. – London, 1967.

  6. Holmen D. The varieties of the meditative experience. – New York: E.P. Dutton, 1977.

  7. Horowitz Mardi J. States of mind. - N.Y., 1987.

  8. The encyclopedic dictionary of psychology. - The Dushkin publishing group, Inc., 1991.

  9. Thich Nhat Hanh. Le miracle de la pleine conscience - Manuel pratique de méditation. - Éditions l’Espace Bleu, France, 1994.

  10. Андреев Ю.А. Резонанс земли и неба. Теория и практика медитации. – С.-П.: «Респект», 1999.

  1. Афанасьев П. Йога Паранаяма. – Р-на-Д: РГУ, 1990.

  1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987.

  1. Дикая Л.А., Евсина Н.Н. Психофизиологические особенности испытуемых, находящихся в разных состояниях сознания при решении творческих заданий. /Психологический вестник/ – Р-на-Д.: РГУ, 1998.

  1. Евсина Н.Н., Жаров Л.В., Мерклин В.А. Специфика измененных состояний сознания. /сб. 53-я итоговая научная конференция/ - Р-на-Д.: РМГУ, 1999.

  2. Евсина Н.Н. Роль медитативного тренинга в развитии личности. //Личность, культура и образование. 47 научно-методическая конференция// - Ставрополь: СГУ, 2002.

  3. Евсина Н.Н. Влияние медитативного тренинга на формирование личности. //Северо-кавказский психологический вестник// - Р-на-Д, 2003.

  4. Евсина Н.Н. Роль медитативного тренинга в реализации эмпатии. //Северо-кавказский психологический вестник// - Р-на-Д, 2003

  5. Каганов Л.С. Медитация: мистика или психотехника. – М., 1990.

  6. Кайма В.Е. Валеология для всех и на каждый день. – Р-на-Д., 1999.

  1. Каптен Ю.Л. Основы медитации. – Самара, 1993.

  1. Классическая йога. – М., 1992.

  1. Лиханов А.А. Скрижали мага. Руководство к развитию психических способностей человека. – С.-П.: «Изида», 1916.

  1. Медитативный аутотренинг, энергозарядка. – ИПК «Южный Урал», 1993.

  2. Миллер М. Карма – изменение будущего. – М.: «Цитадель», 1997.

  1. Наука о дыхании индийских Йогов. – С.-П., 1916.

  1. Озанец Н. Медитация для начинающих. – М., 2000.

  1. Ошо Раджниш От медицины к медитации. – Киев: «София», 1999.

  1. Раджа – йога. – М., 1991.

  1. Рамаянда С. Крийя йога. – Рига, 1990.

  1. Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. – Л., 1989.

  1. Тамбиев А.Э., Кондраянов В.В., Мельников Е.В. Возрастные и половые особенности эффективности медитации /Психологический журнал, 1995, № 5.

  1. Хассиджа Д.Ч. Медитация в Раджа - йоге. – С. - П., 1992.

  1. Чакры. /Простор № 86 (93), декабрь 1993/.

  1. Чудесная Т. Медитация: работа по раскрытию ясновидения. – Краснодар, 2000.

  1. Шетток И. Опыт внимательности. Медитация сатипаттхана. – Киев: «София», 1993.


При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник: http://consultante.ucoz.com

 


Категория: Медитация | Добавил: Психолог (23.03.2013) | Автор: Н. Дефуа

Просмотров: 2107 | Комментарии: 0 | Теги: ИСС, измененные состояния сознания, медитативный тренинг, медитация | Рейтинг: 5.0/32


Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Бесплатный анализ сайта