Главная » Статьи » Медитация |
Медитация [11] |
Общий раздел [14] |
Самопознание [16] |
Взаимоотношения [12] |
О детях и родителях [4] |
Практическая психология [15] |
Что же собой представляет медитация? Известно, что еще с древних времен жрецы и ученные в глубокой тайне хранили эзотерические возможности человеческого организма и человеческой психики. Жрецы знали, что ключом к таинственным резервным возможностям и сверхвозможностей является особые измененные состояния сознания (ИСС), которые в современной трактовке называются «гипноз», «медитация», «СК» и др. Древние индийские философы несколько тысячелетий назад разделили все состояния сознания на четыре класса: обыденное (бодрствующее) состояние сознания; сон без снов; сон со сновидениями; и, наконец, «четвертое состояние», в современном описании – измененные состояния сознания. И в течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы введения в некоторые состояния сознания, далеко отстоящие от обыденного (бодрствующее) сознания, в частности и в состояние медитации. Но если для древних индусов критерием «четвертое состояние» была возможность общения с божественным мировым началом, то в современной трактовке можно выделить следующие основные признаки измененных состояний сознания (Horowitz Mardi J., 1969; Овчинникова О.В., Насиновская Е.Е., Иткин Н.Г., 1989; Спивак Д., 1989, 1990; Васютин А., 1990; Гроф С., 1992; Миллер С., 1997; Кардаш С., 1998):
Кроме того, в литературе, авторами, измененные состояния сознания, по критерию их возникновения, разделяются на бесконтрольные или спонтанные и контролируемые или медитативные (Гроф С., 1992; Миллер С., 1997). Примерами измененных состояний сознания, достигаемых человеком самостоятельно и целенаправленно, являются состояния, возникающие при медитации, различных формах релаксации, включая аутотренинг, ребефинге и холотропном дыхании. Итак, как было уже выше сказано, состояние медитации является одним из видов измененных состояний сознания, и оно известно с древних времен. Уже даже жрецы прибегали к нему в своих культах, просто использовалось множество разных методов достижения этого состояния сознания, характерных каждому культу в отдельности. И если провести небольшой экскурс в историю развития медитации, то можно увидеть, что первые упоминания в литературе о медитации возникли еще до нашей эры, а именно, развитие различных форм медитации началось еще в 6 веке до н.э. Например, в Китае таоисткой, в Индии буддисткой, также известно, что даже греки занимались медитацией (Лиханов А.А., 1916; Миллер С., 1997; Кардаш С., 1998). Первыми же христианами, начавшими пользоваться медитацией, были отшельники, жившие в египетских пустынях в 4 веке н.э. Их медитативная практика в общих чертах напоминала традиционную индуистскую и буддистскую медитацию. В 11 и 12 веках н.э. дзеновская форма медитации, называемая в литературе как «дзадзен» распространилась в Японии. Наконец, в 60-х годах нашего столетия волна медитативной практики охватила США в форме, представляющей западный вариант индуистской традиции. Она была «завезена» в эту страну Махариши Махеш Йоги и получила название «трансцендентальной медитации». Изучив множество источников, видим, что существует множество подходов и определений состояния медитации, но наиболее распространенным определением «медитации» в литературе является следующее: «Медитация представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или не, наоборот, полное «рассредоточение» внимания. И в том и в другом случае наступает остановка процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная изоляция человека от внешнего мира. Медитация - умственное действие, представляющее собой творческий процесс. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеристику при этом расслабленностью». Состояние, достигаемое в результате медитации, как уже упоминалось, иногда называют «четвертым состоянием», подчеркивая тем самым, что это не бодрствование, и не быстрый (со сновидениями) или медленный (спокойный) сон (Hansel C.E., 1970; Holmen D., 1977; Гримак Л.П., 1987; Хассиджа Д.Ч., 1992; Кандыба Д.В., 1994; Bodian Stephan, 2001; Евсина Н.Н, 2003). Н. Дефуа P. S. Доработанная и отредактированная данная статья вошла в книгу: Наталья Дефуа "Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии"
Литература:
| |
Просмотров: 2107 | Комментарии: 0
| Теги:
|
Всего комментариев: 0 | |