Главная » Статьи » Общий раздел


Возникновение психологии.

Спокон веков люди интересовались тайнами психики, и поэтому корни психологии уходят в далекое прошлое человечества. Первые обоснования особенностей психологии человека зародилась в античную эпоху. Первые древнегреческие философы пробовали понять и объяснить мироустройство и место в нем человека, его «состав» и предназначение.

Очень долго психология считалась искусством, а не наукой. Искусством понять другого человека, понять его чувства, желания, эмоции, понять причину их возникновения. И считалось, что научиться данному искусству невозможно, надо только родиться с определенными качествами.

Но постепенно по мере изучения человека и его реакций, психология стала отделяться от философии и становиться более академичной, обоснованной, и в результате из искусства превратилась в науку. А как известно, всему, что обосновано научно, можно обучиться, и, в результате, появилась профессия — психолог.

Но тем не менее не смотря на научное обоснование психологии, чтобы быть по настоящему хорошим психологом надо обладать и определенными личностными качествами или, если сказать по другому, то «быть психологом от рождения».

Итак, что же такое психология?

Психология (греч.Ψυχή — душа; др. греч λόγος — наука, знание, изучение) — то есть если дословно, то психология — это наука о душе. Но как известно, тайны души человека познать не возможно, поэтому психология стала просто академической и прикладнойнаука о поведении и психических процессах в психике человека, либо животного.

Несмотря на то, что интерес к психике человека и ее процессам, проявляли с незапамятных времен, отцом психологии считается Аристотель. Поскольку в своей работе "О душе" он изложил историю вопроса возникновения психологии, мнения своих предшественников, объяснил их отношение к данному предмету, а затем, используя их достижения и просчёты, предложил свои решения. Таким образом, его труд «О душе» можно назвать первым курсом общей психологии.

Если же Аристотеля можно назвать отцом теоретического обоснования психологии, то первыми практиками можно назвать:

Сократа, который впервые применил эвристическую беседу. Он выходил на улицу, останавливал людей и пробовал, задавая вопросы, подвести к тому, чтобы человек сам себе ответил на мучающий его вопрос. Сократ это объяснял следующими словами: «Моя мать была повитухой, и она помогала родиться человеку. Я делаю ту же самую работу, что и моя мать, только помогаю родиться Истине». Это можно было назвать большим прорывом, вообще, в развитии человека, поскольку в те времена психика человека того времени соответствует психике современного ребенка 3 лет, например, человек того времени рассказывал о себе всегда только в третьем лице. Эвристическая беседа до сих пор лежит в основе методов психотерапии — рациональной и психоанализа.

Далее, роль первых психологов практиков выполняли священники всех конвенций. Любой психотерапевт знает, что одним из основных особенностей психотерапии является «активное слушанье», то есть выслушав человека с участием, сопереживанием, уже ему помог на 90%. Что и делали и делают по сей день все священники. Для этого и было созданы множество обрядов в религиях, которые носят, по своей сути, терапевтический характер. Например, исповедь (катарсис) помогает человеку избавиться от чувства вины или даже решить какую-то жизненную проблему; похоронная церемония помогает человеку адаптироваться после потери любимого. Подобные методы до сих пор закрепились в психотерапевтических тренингах — ролевая игра, «зеркало» и т.п.

И в зависимости от эпох происходило развитие разных областей психологии.

Например, в эпоху возражения, наибольший интерес к психологии проявляют ученые того времени арабских стран.

Ибн Сина (Авиценна) можно назвать одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Также огромное значение он придавал развитию теории воспитания и изучал воздействие психического состояния организма на его структуру. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру. Он разработал идею о взаимосвязи психического и физиологического, имелось в виду, не только зависимость психики от телесных состояний, но и её способность даже при психических травмах, деятельности воображения, влиять на физиологию человека. Вся его теория опиралась на его обширный медицинский опыт в области психофизиологии эмоциональных состояний.

Далее, в эпоху Просвещения, с появлением простых технических устройств в общественном производстве, принцип их действия всё больше направлял научную мысль на объяснение работы и функций организма по образу функционирования техники того времени. И тогда модель организма была представлена Рене Декартом как механически работающий автомат.

Позднее Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Схема рефлекса сводилась к следующему. Внешний импульс приводит в движение лёгкие воздухообразные частицы, "животные духи", заносимые в мозг по "трубкам", из которых складывается периферическая нервная система, оттуда "животные духи" отражаются к мышцам. Схема Декарта объяснив движущую телом силу, открыла рефлекторную природу поведения. И благодаря его труду «Страсти души» произошёл переворот в понятии о «душе». И предметом психологии стало сознание. Таким образом, полагая, что машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание, а это две независимые друг от друга сущности (субстанции), Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в человеке. Объяснение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Оно состояло в следующем: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая его работать и изменять свой ход. Орган, где эти две несовместимые субстанции общаются, - одна из желёз внутренней секреции - "шишковидная" (эпифиз). Освободив тело от души, Декарт "освободил" и душу (психику) от тела; тело может только двигаться, душа - только мыслить; принцип работы тела - рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия); принцип работы души - рефлексия (от лат. - "обращение назад", т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).

Своей теорией Декарт создал новую форму дуализма в виде отношения души и тела, разделив чувства на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные.

«С легкой руки» Рене Декарта, вопрос о взаимодействии души и тела поглотил на столетия интеллектуальную энергию множества умов.

Далее рядом ученных были попытки опровергнуть дуализм Декарта и построить психологическое учение о человеке как целостном существе. Например, голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза в своем главном труде — "Этика" ставил задачу объяснить всё многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Он утверждал, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Спиноза доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводится всё многообразие эмоциональных состояний; при этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль её уменьшает.

Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница представления о единстве телесного и психического. Основанием этого единства, он полагал, является духовное начало, а мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей - монад. Каждая из них "психична", т. е. не материальна как атом, но наделена способностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций" - неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт - апперцепция. Она включает внимание и память. Таким образом, Лейбниц вёл в оборот понятие бессознательной психики. Он считал, что духовные и телесные явления соотносятся между собой подобно формуле, известной как психофизический параллелизм. По мнению Лейбница они не могут влиять одно на другое. Зависимость психики от телесных воздействий - это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония. они подобно паре часов, которые всегда показывают одно и тоже время, так как запущены с величайшей точностью.

В эпоху Просвещения было множество различных и даже противоположных теорий, но в итоге, сложились два направления в разработке проблем психологического познания: трактовка психики как функции высокоорганизованной материи - головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые считались порождением бестелесной души; учение, согласно которому индивидуальная психика определяется социальными условиями, нравами, обычаями, духовным миром людей, которыми движет собственная энергия культурного творчества.

В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась «анатомическим началом». Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Были открыты различия между чувствительными и двигательными волокнами периферической нервной системы, описана рефлекторная дуга. Позже был сформулирован закон «специфической энергии органов чувств», согласно которому никакой другой энергией, кроме известной в физике, нервная ткань не обладает. Например, австрийский анатом Ф.Галь, изучавший зависимость ощущений от нервного субстрата, указал на извилины коры больших полушарий головного мозга как место, где локализованы «умственные силы», до него было принято считать, что они находятся в мозговых желудочках.

Кроме того, прежде чем были найдены объективные методы изучения целостного поведения, в экспериментальном анализе деятельности органов чувств были достигнуты крупные успехи в связи с открытием закономерной, математически исчисляемой зависимости между объективными физическими стимулами и производимыми ими психическими эффектами - ощущениями. Это сыграло решающую роль в превращении психологии в самостоятельную экспериментальную науку. Но в научных разработках уровень теоретических представлений о предмете психологии отличался от уровня конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал всё более широкий круг явлений. Первые методы экспериментальной психологии начал разрабатывать немецкий психолог Г.Эббингауз.

Постепенно происходит развитие и основных направлений психологии: психоанализ, гуманистическая психология, гештальтпсихология, экзистенциальная психология, когнитивная психология, бихевиоризм и др.

На данный период предмет психологии все больше и больше охватывает все новые феномены проявления психических и психофизиологических особенностей человека. И разрабатывается множество и практических методов их изучения.

Н. Дефуа


При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник: http://consultante.ucoz.com



Категория: Общий раздел | Добавил: Психолог (22.03.2013) | Автор: Н. Дефуа

Просмотров: 1495 | Комментарии: 0 | Теги: возникновение психологии, психология | Рейтинг: 5.0/31


Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Бесплатный анализ сайта