Главная » Статьи » Общий раздел


Творчество. Что это?

Психология творчества — область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности и, прежде всего в науке, технике, искусстве. Большинство пионеров исследования творчества мыслило идеалистически. Предлагаю рассмотреть несколько теорий.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона в статье «творчество» Батюшкова дает такое определение: «творчество — это в прямом смысле — есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, и жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и все обновляющийся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (творческое, научное, творчество поэтическое, музыкальное, творчество в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. д.)».

Сложность структуры творчества наталкивает исследователей на мысль о необходимости множественности критериев. Однако, эмпирический поиск таких критериев приводит к малоценным результатам. Например, Смит, Тейлор, Гизелин выдвигают такие критерии, как популярность, продуктивность. Гизелин еще выделяет реконструкции понимания универсума. Лаклен выделяет такой критерий, как широта влияния деятельности ученного в различных областях научного знания. Шпехер и Стайн — степень новизны идеи, подходов, решения. Брогден выдвигает такой критерий, как общественная ценность научной продукции.

В отечественной психологии глубоко изучал проблему творчества Я.А. Пономарев (1969, 1970). он выдвинул гипотезу, согласно которой творчество в самом широком смысле выступает как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию, и, предложил в качестве критериев творчества беглость и оригинальность мышления.

Наиболее распространено в отечественной литературе определение Т.Л. Рубинштейна: «Творчество — деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» (Я.А. Пономарев, 1976, с.78).

Различные ученные выделяют разные этапы творческого процесса, поэтому предлагаю рассмотреть его структуру.

Итак, П.К. Энгемейр (1910) выделяет в процессе работы изобретателя следующие акты: желание, знание и умение. Он пишет: «Покуда от изобретения имеется только идея (1 акт), изобретения еще нет; вместе со схемой (2 акт) изобретение дается как представление, а 3 акт дает ему реальное существование. В первом акте изобретения предполагается, во втором — доказывается, в третьем — осуществляется. В конце первого акта — это гипотеза, в конце второго — представление, в конце третьего — явление. Первый акт определяет его теоретически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт дает замысел, второй — план, третий — поступок.».

Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, рассматривая научное творчество, полагает этот процесс слагается по крайней мере из трех элементов: накопление фактов путем наблюдения и элементов; возникновения идеи в фантазии; проверки и развития идеи.

Я.А. Пономарев (1976) считал: функциональные ступени решения творческой задачи умственно развитыми людьми подобны этапам онтогенеза ребенка.

Он расчленяет творческий процесс на ряд фаз:

      1. Фаза произвольного, логического поиска может быть направленна: а) на преобразование проблемной ситуации, сложившейся в ходе какой-либо деятельности, в мыслительную задачу и б) на решение мыслительной задачи. Нередко оба эти направления пересекаются и переплетаются одно с другим. В процессе решения включается воображение, образный строй мышления становится господствующим. Затем наступает критический момент: либо испытуемый отказывается от решения, , если мотивация сохраняется, тип его поведения существенно изменяется, что свидетельствует о переходе к следующей фазе творческого процесса.

      2. Фаза интуитивного решения наступает в случае,е сли на предшествующей фазе неадекватность готовых логических программ, недостаточность произвольно привлекаемых в качестве средств и способов решения всякого рода знаний, умений, качеств, создающих неверный исходный замысел. Поиск решения творческой задачи требует теперь прочной опоры на вначале не осознаваемую ситуацию. Интуитивное решение возможно лишь в том случае, если ключ к нему уже содержится в не осознаваемом опыте. Эффективность не осознаваемого опыта возрастает, когда исчерпываются неправильные приемы решения задачи зависит от степени автоматизированности способа действия, порождающего нужный побочный продукт: чем менее автоматизирован этот способ, тем больше шансов решить задачу.

      3. Фаза вербализации интуитивного решения. Человек чувствует, что задача практически решена, но объяснить, как получано решение, не может. Для появления такой возможности необходима специальная деятельность, направленная на формирование соответствующего способа. Доминирующий тип поведения на этой фазе творческого процесса характеризуется углублением осознанности решения задачи.

      4. Фаза формализации вербализованного решения связана с приданием его логически завершенной формы.

Д.Б. Богоявленская (1983) отмечает, что необходимым моментом в процессе творчества является интеллектуальная активность личности, сформированная потребностью к поиску нового. Она выделяет три уровня интеллектуальной активности:

      1. «стимульно-продуктивный» - низший уровень;

      2. «эвристический»;

      3. «креативный» - высший уровень.

Представитель зарубежной психологии — М. Вертгеймер исследовал процессы мышления в проблемных ситуациях, требующих творческого мышления. Он выделяет следующие стадии:

      1. возникновение темы. На этой стадии возникает чувство «напряженности», которое мобилизует творческие силы.

      2. Восприятие темы, анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание интегративного, целостного образа ситуации, т. е. Создание ее образно-концептуальной модели, адекватной той ситуации, которая возникла в связи с выбором темы и которая является сферой кристаллизации проблемы, подлежащей решению.

      3. Работа над решением проблемы. Она в значительной степени протекает неосознанно (решение может прийти ночью), хотя предварительная и весьма напряженная сознательная работа необходима. Эта предварительная работа может рассматриваться как средство создания специальных средств для решения проблем.

      4. Исполнительная стадия.

Итак, если подвести итог, то видим, что концепции, предлагаемые разными авторами, многим отличаются друг от друга, но в своем общем виде они имеют примерно следующее содержание. А именно:

Первый этап (сознательная работа) — подготовка — особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

Второй этап (бессознательная работа) — созревание — бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.

Третий этап (переход бессознательного в сознание) — вдохновение — в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде.

Четвертый этап (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Таким образом, творческий процесс всегда включает несколько последовательных этапов, в которых принимают участие оба полушария. Когда доминирует левое, то результаты творческой деятельности, достигнутые к этому моменту могут быть вербализованы и осознанны. Когда доминирует правое, мыслительный процесс, развиваясь имманентно, не может быть осознан и вербализован. И только когда вновь доминирует левое, возникает ощущение внезапности полученного результата, несвязанности его с состояниями, непосредственно предшествовавшим его получению, неосознанности, ни подготовленных этапов, ни промежуточных операций. В таких случаях, обычно, считается, что решение найдено интуитивно, а обратная связь свидетельствует о получении интуитивного решения, замыкается через возникающие эмоциональные ощущения.

Н. Дефуа



Литература:


  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - «Ростов. Универ.», 1983

  2. Ветгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: «Пргресс», 1987.

  3. Годфруа Ж. Что такое психология, т. 1 – М: «Мир», 1992.

  4. Гончаренко Н.В. Гений в исскустве и науке. - М.: «Исскуство», 1991.

  5. Интуиция, логика, творчество, Сб. – М.: «Наука», 1987.

  6. Подклетнова И.М., Таратынова И.В., ЭЭГ-корреляты творческой деятельности. Сб. Психофизиологический эксперимент. Методическое и техническое обеспечение. - М. «Наука», 1990.

  7. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: «Наука», 1976.

  8. Психологический словарь. – М.: «Педагогика-пресс», 1996.

  9. Развитие творческой активности школьников. /Под ред. Матюшкина А.М./ - М.: «Педагогика», 1991.

  10. Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. – М.: «Наука», 1993.

  11. Творческая деятельность. Сб. Психофизиологический эксперимент. Методическое и обеспечение. – М.: «Наука», 1990.
  12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. - Ростов – на – Дону, 1992.




При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник: http://consultante.ucoz.com



Категория: Общий раздел | Добавил: Психолог (08.10.2013) | Автор: Н. Дефуа

Просмотров: 2523 | Комментарии: 0 | Теги: психология творчества, творческий процесс, Креативность, творчество | Рейтинг: 5.0/24


Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Бесплатный анализ сайта