Главная » Статьи » Медитация


Правила проведения медитативной практики и ее особенности.

В психотерапевтических целях применяются сравнительно простые технически приёмы медитации, с целью, чтобы им мог обучиться каждый человек: концентрация на дыхании, на собственном теле, на позе, на предмете. При проведении медитативных тренингов используются простые позы, не вызывающие напряжения в теле и привычные для занимающегося - например, сидя на стуле со спинкой или лёжа на спине. На первых этапах предпочтительнее занятия в группах под руководством тренера, владеющего техниками медитации. Психотерапевт должен оценить целесообразность применения медитации в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. При овладении методами медитации руководствуются следующими правилами:

 
1) медитация проводится в тихом и тёплом помещении;
 
2) медитация проводится натощак или не ранее полутора часов после еды;
 
3) занятия должны быть регулярными, порядка 3-4 раз в неделю по 15-45 минут; предпочтительнее короткие ежедневные занятия, нежели редкие и длинные;
 
4) медитацию надо проводить с установкой пассивного принятия всего происходящего (предоставить событиям идти своим чередом, исключить критику и анализ).

В психотерапии медитативные техники используются обычно для решения более ограниченных задач, если сравнивать с духовными системами, например - снятие нервно-психического напряжения, облегчение осознания нервно-психологических проблем. Процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе. Поскольку медитация позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстранено наблюдать себя и своё поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях - понять причины возникновения и развитие этой ситуации, эмоционально отреагировать её, изменить отношение к ней и найти новые способы её решения.

Как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в различных её модификациях, в технику комплексной аутогенной тренировки, используется в самогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции.

Не зависимо от подхода к состоянию медитации, различаются два типа медитаций по критерию «глубины погружения» - медитация в бодрствовании и медитация «управляемый сон». Медитация в бодрствовании, в свою очередь, делится на две группы: статические медитации и медитация в движении (Милер С., 1997; Параклет Г., 1998). К медитации в движении можно отнести технику шаманов, секты, тай-цзи, тибетский бег и так далее. К статистическим медитациям относятся большинство медитаций Раджа-йоги, направленные на развитие интеллекта и личностный рост. Несколько по-иному оцениваются типы медитаций при рассмотрении степени «тонкости» объекта (Каптен Ю.Л., 1993;Чудесная Т., 2000). Здесь выделяются следующие четыре типа:

1. Стхула-дхьяна - грубо материальная медитация - над предметами из «грубой материи»;

2. Джетир-дхьяна - световая медитация - над пламенем свечи, на солнце и т. д.;

3. Бинду-дхьяна - точечная медитация - над точкой между бровями, на кончике носа и т. д.;

4. Сукшма-дхьяна - тонкоматериальная медитация - над объектами «тонкого» мира - энергетических центрах (чакры), световыми вспышками перед «внутренним взором», которые можно видеть при закрытых глазах и т. д.

Большинство авторов считают, что основу медитации составляют воля, желание, концентрация внимания (Лиханов А.А., 1916; Holmen D., 1977; Рамаянда С., 1990; Хасиджа Д.Ч., 1992; Милер М., 1997; Евсина Н.Н., Дикая Л.А., 1998; и др.). Также они выделяют четыре необходимых компонента, способствующих успешной медитации, не зависимо от того, на что она направлена – медитативный ли это тренинг или некая духовная практика:

  1. Спокойное окружение – это отсутствие внешних стимулов, могущих помешать медитативному процессу.

  2. Удобная поза – мышечная напряжение может мешать процессу медитации.

  3. Наличие объекта концентрации. Этот компонент представляет собой связующее звено между всеми формами медитации, даже физически активными методами. Приспособление для сосредоточения дает возможность мозгу изменить свой обычный способ функционирования.

  4. Пассивная установка. Только благодаря ей возникает медитативный процесс.

Кроме того, практически во всех источниках говорится об одно из отличительных свойств медитации - это ее длительность. На практике продолжительность медитации может варьировать в довольно широких пределах, что зависит от назначения медитации, ее основных задач, варианта практики, а также от способностей самого человека. Например, в Раджа-йоге состояния измененного сознания, в зависимости от их глубины, определяется как «дхирана» - несколько секунд, неглубокое вхождение, «дхиана» - несколько минут с отключением от внешнего мира и постижение мира внутреннего и «самадхи» - около получаса и более; при этом происходит не только неформальное познание мира, но и резкое изменение физического состояния - холодеют конечности, постепенно коченеют все тело, исчезают признаки пульса и дыхания.

Состояние медитации можно охарактеризовать, как состояние углубленной сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происходит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в целостный единый и непрерывный процесс. Первичным этапом во всех вариантах практики является достижение медитирующим расслабленности, понижения чувствительности к внешним объектам, отрешенности от них, а также - от других второстепенных внутренних переживаний. Это общее свойство, присуще всем религиозным, религиозно-философским, психотерапевтическим и другим медитативным практикам. Умение же отрешаться от всего постороннего, реализуется определенными людьми в разной степени, прямо связано, со способностью сосредоточиваться, и оно является условием, без которого состояние транса не достижимо. Другим общим свойством, во всех типах практики, выступает также заключительный или один из последних этапов медитации - озарение, просветление, прозрение, экстаз. Это - результат медитации и одновременно контроль ее правильности. Также, ряд ученых полагают, что медитация - это особый интегрированный или всеобъемлющий рефлекс, осуществляемый через центральные мозговые структуры по механизмам самовнушения, как бы особого характера самогипноз. Почти полное выключение интегративных механизмов мозга на фоне сохраняющегося сознания. Нормально функционирующие во время бодрствования органы чувств создают в ЦНС «высокий уровень собственных внутренних шумов», что затрудняет течение процессов ассоциации и интеграции. При медитации уровень «собственных шумов» мозга становится предельно низким, следовательно, появляется возможность наиболее полного использования ассоциативных и интегративных процессов для решения определенных задач, которые формулирует самому себе медитирующий, в этом случае начинают активно работать интуиция, творческое мышление, и вопросы получают молниеносно-мгновенное и четкое решение.

Медитация может произойти не только при использовании определенных методик, но и спонтанным образом, в результате незаметных, постепенных внутренних изменений или каких-либо необычных для сознания человека внешних воздействий. Такого состояния спонтанно достигают многие художники, поэты, экстрасенсы, ученые и т. д. Но если такие ситуации, которые влекут возникновение спонтанного озарения, не были подготовлены определенным физическим и психологическим развитием человека, то наиболее вероятное их завершение - психическое расстройство, об этом свидетельствуют многочисленные данные психиатрической практики (Афанасьев П., 1990; Классическая йога, 1992; Каптен Ю.Л., 1993,).

Н Дефуа.


Литература:


  1. Artheer S. Reber Dictionary of psychology. - The penguin 1985.

  2. Bodian Stephan. Zen! La méditation pour les nul. - Éditions Générales First, France, 2001.

  3. Dillbeck M.C. et al. Test of a field model of consciousness and social change: The Transcendental Meditation and TM-Sidhi program and decreased urban crime // The Journal of Mind Orma-Johnson, D.V. et al. International Peace project in the Middle East, 1988, № 32. Pp. 776 – 812.

  4. Dillbeck M.C. Test of a field theory of consciousness and social change: Time series analysis of participation in the TM-Sidhi program and reduction of violent death in the U.S. // Social Indicators Research, 1990, № 22. Pp. 399 – 418.

  5. Evans-Wentz W.Y. Tibetan Yoga and secret doctrines. – London, 1967.

  6. Holmen D. The varieties of the meditative experience. – New York: E.P. Dutton, 1977.

  7. Horowitz Mardi J. States of mind. - N.Y., 1987.

  8. The encyclopedic dictionary of psychology. - The Dushkin publishing group, Inc., 1991.

  9. Thich Nhat Hanh. Le miracle de la pleine conscience - Manuel pratique de méditation. - Éditions l’Espace Bleu, France, 1994.

  10. Андреев Ю.А. Резонанс земли и неба. Теория и практика медитации. – С.-П.: «Респект», 1999.

  1. Афанасьев П. Йога Паранаяма. – Р-на-Д: РГУ, 1990.

  1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987.

  1. Дикая Л.А., Евсина Н.Н. Психофизиологические особенности испытуемых, находящихся в разных состояниях сознания при решении творческих заданий. /Психологический вестник/ – Р-на-Д.: РГУ, 1998.

  1. Евсина Н.Н., Жаров Л.В., Мерклин В.А. Специфика измененных состояний сознания. /сб. 53-я итоговая научная конференция/ - Р-на-Д.: РМГУ, 1999.

  2. Евсина Н.Н. Роль медитативного тренинга в развитии личности. //Личность, культура и образование. 47 научно-методическая конференция// - Ставрополь: СГУ, 2002.

  3. Евсина Н.Н. Влияние медитативного тренинга на формирование личности. //Северо-кавказский психологический вестник// - Р-на-Д, 2003.

  4. Евсина Н.Н. Роль медитативного тренинга в реализации эмпатии. //Северо-кавказский психологический вестник// - Р-на-Д, 2003

  5. Каганов Л.С. Медитация: мистика или психотехника. – М., 1990.

  6. Кайма В.Е. Валеология для всех и на каждый день. – Р-на-Д., 1999.

  1. Каптен Ю.Л. Основы медитации. – Самара, 1993.

  1. Классическая йога. – М., 1992.

  1. Лиханов А.А. Скрижали мага. Руководство к развитию психических способностей человека. – С.-П.: «Изида», 1916.

  1. Медитативный аутотренинг, энергозарядка. – ИПК «Южный Урал», 1993.

  2. Миллер М. Карма – изменение будущего. – М.: «Цитадель», 1997.

  1. Наука о дыхании индийских Йогов. – С.-П., 1916.

  1. Озанец Н. Медитация для начинающих. – М., 2000.

  1. Ошо Раджниш От медицины к медитации. – Киев: «София», 1999.

  1. Раджа – йога. – М., 1991.

  1. Рамаянда С. Крийя йога. – Рига, 1990.

  1. Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. – Л., 1989.

  1. Тамбиев А.Э., Кондраянов В.В., Мельников Е.В. Возрастные и половые особенности эффективности медитации /Психологический журнал, 1995, № 5.

  1. Хассиджа Д.Ч. Медитация в Раджа - йоге. – С. - П., 1992.

  1. Чакры. /Простор № 86 (93), декабрь 1993/.

  1. Чудесная Т. Медитация: работа по раскрытию ясновидения. – Краснодар, 2000.

  1. Шетток И. Опыт внимательности. Медитация сатипаттхана. – Киев: «София», 1993.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник: http://consultante.ucoz.com



Категория: Медитация | Добавил: Психолог (23.03.2013)

Просмотров: 3148 | Комментарии: 0 | Теги: ИСС, измененные состояния сознания, медитативный тренинг, медитация | Рейтинг: 5.0/32


Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Бесплатный анализ сайта